Как научить ребёнка читать: инструкция от логопеда

У детей, которые растут в семье, где родители регулярно проводят досуг с книгой, проблем с чтением не возникает. Перед малышами — живой пример, интерес к книге возникает сам по себе.

Невозможно точно сказать, когда пора учить чтению. Это вопрос психологической готовности. Старайтесь много читать сами, покупайте (или берите в библиотеке) яркие красивые книжки и читайте их вслух малышу. Нужно показать, что книга — это интересно. С помощью неё человек получает эмоциональную поддержку.

Если ребёнок сам проявляет интерес к книжке уже в 3-5 лет, можно показать ему буквы и потихоньку учить читать. Если даже в 6 лет (при условии нормального развития) интереса нет, у меня есть предположение — взрослые в этом доме книги не открывают. Постарайтесь стать для ребёнка примером. Откажитесь от телевизора и гаджетов в пользу книги.

Недавно одна коллега рассказала грустную историю. В её третьем классе большинство ребят очень плохо читают. На родительском собрании родители предъявили учителю претензии, что дети запинаются, не могут прочитать длинные слова. На что коллега задала им два вопроса. Первый — знаете ли вы, что проходят сейчас ваши дети по чтению? Не получив внятного ответа на него, она спросила, кто написал «Сказку о рыбаке и рыбке» (именно это произведение в тот момент дети проходили в школе). Многие родители замешкались с ответом. О чём можно говорить, когда родители сами годами не берут в руки книгу и не знают многих очевидных вещей…

Legion-Media.ru

Когда ребёнок проявляет интерес к книге, начните показывать ему буквы, рассказывайте, как они читаются. Для лучшего результата делайте это в процессе игры. Лепите буквы из пластилина, кинетического песка, рисуйте их на земле и снегу, показывайте карточки с буквами.

Важное замечание для родителей: не надо учить с ребенком буквы так, как они звучат в алфавите. Учите с ним не буквы, а звуки, которые эти буквы обозначают. Например, показываете на букву «м» и говорите: «Это буква «м» (ни в коем случае не «эм»!)». Если мы научим ребенка называть буквы так, как они звучат в алфавите («эм», «эн», «эр»), то читать ему будет очень сложно. Когда он увидит слово «мама», он попытается прочитать его вот так: «эм-а-эм-а».

Legion-Media.ru

Как только малыш запомнил несколько букв (от 2 до 5), можно переходить к чтению слогов. Здесь также есть опасность сделать ошибки. Самая распространенная — когда родители разбивают один слог на буквы. Например, видят слог «ма» и озвучивают: «Это буквы «м» и «а», вместе они читаются «м-а»». Так делать не надо. Правильным решением будет просто показать на слог и без предварительных пояснений сказать: «Это читается «ма»». Иначе дети будут читать не по слогам, а побуквенно. Это существенно замедлит процесс чтения. Ребята не справятся с длинными словами, вечно будут путать, где согласный произносить твёрдым, а где мягким.

Чтобы читать по слогам было проще, сделайте кубики со слогами, развесьте слоговые таблицы. Начинайте с открытых слогов (заканчиваются на гласную — ма, на, ра).

Чтобы вам было легче ориентироваться, с чего начинать, возьмите букварь. Они методически выверены, построены по принципу от простого к сложному. Мне очень нравится издание авторства Синёвой Натальи Владимировны. Оно сделано для детей, которые учат русский язык в качестве иностранного. В нём хорошо проработана последовательность букв, а также объясняются особенности произношения, разных интонаций и другие тонкости речи.

Legion-Media.ru

Когда ребенок будет медленно, но верно читать по слогам, начинайте интересоваться, о чём же он там читает. Часто бывает, что малыш прочитал словосочетание или коротенькое предложение, но пересказать смысл не может.

Всё потому, что чтение — невероятно сложный процесс. Ребёнок полностью сосредоточен на том, чтобы вспомнить букву, слог. До смысла он просто не добирается.

Как понять, что малыш не в курсе прочитанного? Задать наводящие вопросы. Например, он прочитал «Мама мыла раму». Спросите: «О чём ты сейчас прочитал? О ком идет речь?». Если процесс чтения идёт затруднительно, он вряд ли сможет ответить. Тогда попросите его прочитать предложение ещё раз. После этого задайте более конкретный вопросы: «Кто мыл раму? Что мыла мама?».

Также проблемы с пониманием могут возникнуть, если ребёнок не узнаёт слово. Прочитал и не понимает, что это за слово. Например «гвоздь» мы произносим как «гвосьть», «дуб» — «дуп». Дети часто не узнают слова, в которых согласные «оглушаются» в середине или в конце. Не надо объяснять им, что согласные могут «оглушаться» и редуцироваться. Просто соберите несколько примеров таких слов, пусть почувствует язык.

Статья опубликована на сайте Letidor.ru

Источник: kidsomania.ru/

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 10.01.2022 в 22:27

Автор:

Категории: Семья

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии