Почему дружить с детьми нельзя (и со своими, и с чужими)

Психолог Лилия Брайнис написала о том, почему стремление взрослых дружить с ребёнком не может быть вполне для ребёнка безопасным — как внутри семьи, так и за её пределами.

Лилия Брайнис, социальный психолог, директор благотворительного фонда «Шалаш» редакция

Пару лет назад я приехала в Летний институт программы «Учитель для России» и рассказывала будущим учителям про позицию безопасного взрослого и почему дружить с детьми нельзя. Они немного обиделись на такую постановку вопроса. А после семинара ко мне подошла одна из них и попросила про это чуть больше поговорить, потому что, когда она сама училась в школе, у них был учитель, с которым они очень дружили.

Через 40 минут разговора она вспомнила, что все начиналось как чаепитие в классе с компанией людей, а через несколько месяцев закончилось тем, что он подвозил ее до дома, томно смотрел в глаза и признавался в любви.

Как в моем любимом фильме ‘The Tale’, где главная героиня спустя 30 лет вдруг понимает, что ее первый бойфренд был никаким не бойфрендом, а 23-летним тренером по бегу. Ей было 13. Это ужасно пронзительный фильм с самым душераздирающим поворотом на 18-й минуте. Про то, как вдруг понимаешь, что это было и как травма глубоко сидела и сидит.

Photo by Arleen wiese on Unsplash

Отношения детей и взрослых – это неравные отношения. Взрослые устанавливают правила, а дети им следуют (или сопротивляются и нарушают), но всегда выступают в отношении правил взрослых.

Я описываю детско-взрослые отношения в терминах власти. Потому что власть – это когда можешь заставить другого человека делать то, что он не хочет. Кто-то описывает эти отношения с позиции прав – у меня есть право, а у тебя нет.

Дружба – это отношения равных людей. Когда можно одинаково делиться переживаниями, когда можно просить помощи, когда можно в любой момент встать и выйти из этих отношений. Между взрослым и ребенком (или подростком) дружбы в смысле равных отношений быть не может. Могут быть тёплые отношения, могут быть отношения наставничества (мне интересно с тобой делиться опытом), но это не могут быть отношения дружбы. Потому что изначально эти отношения не равны. И взрослый (а не ребенок!) несет ответственность за соблюдение границ.

Многие спросят, а как же дружба с собственным ребенком? Неужели невозможна? Теплые отношения и отношения дружбы – это, на мой взгляд, разные вещи. В детско-родительских отношениях, где вы принимаете решения, а не ребенок, вы не существуете на равных. Вы можете с ним/ней советоваться, можете учитывать его/ее мнение, но финальное решение за вами. Чем старше ребенок будет становиться, тем больше решений будет принимать сам. И тогда задача – признавать это (ты становишься взрослее, я не могу быть с тобой 24/7) и все равно сохранять родительскую позицию (ты всегда можешь ко мне прийти и я всегда тебя поддержу или всегда тебе подскажу и выручу).

В семье важен баланс между доверием и границами. Я могу тебе доверять (и ты можешь мне доверять), но наше доверие чуть разное, потому что я (родитель) несу за тебя (ребенка) ответственность, а ты за меня – нет.

Дружить с детьми нельзя. Эти отношения — всегда отношения власти, и это задача взрослых — соблюдать границы. Не детей. Поэтому аргументы «они сами» не работают. Они никогда не сами.

Источник: kidsomania.ru/

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 03.11.2021 в 11:11

Автор:

Категории: Семья

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии