Почему отмена второго иностранного языка в школах — скорее хорошая новость, чем плохая

В конце июля глава Минпросвещения России Сергей Кравцов заявил об отмене обязательного изучения второго иностранного языка в школах. Он отметил, что теперь каждая школа вправе решить этот вопрос с родителями учеников в индивидуальном порядке. Что принесет это нововведение ученикам? Как это отразится на качестве образования и стоит ли изучать второй язык самостоятельно?

Мы задали эти вопросы Вере Большаковой – руководителю направления «Вторые иностранные языки» в онлайн-школе «Фоксфорд» (@foxford_edu), преподавателю по китайскому языку.

Вера Большакова, руководитель направления «Вторые иностранные языки» в онлайн-школе «Фоксфорд»

«Российская газета» провела опрос среди своих читателей, по данным которого качеством изучения второго иностранного языка в школах недовольны 65,4% родителей.

Они отмечали, что дети не успевают освоить английский в начальной школе, как в пятом классе пора изучать еще один — французский, немецкий или испанский. В результате успеваемость снижается по двум иностранным языкам. Экзамены даются с трудом.

По результатам опроса портала Superjob, 87% родителей считают, что детям в будущем пригодится именно английский язык. Они воспринимают его как интернациональный язык бизнеса.

Изучение второго иностранного языка кажется родителям нерациональным.

Он уводит ребенка в сторону, не дает в полной мере освоить тот язык, который точно пригодится в будущем. Школьных уроков при введении второго иностранного становится недостаточно, часов на каждый язык выделяется меньше. Поэтому приходится загружать ребенка дополнительными языковыми курсами и тратить деньги на репетитора.

Если же иностранных языков два, тогда и репетиторов нужно два. А это уже совсем другая математика, да и нагрузка у ребенка возрастает в разы.

Есть ли в этом смысл или стоит сделать упор на один иностранный язык как более перспективный?

Такие вопросы возникали регулярно. На родительских форумах велись споры на тему, а нужен ли второй иностранный, да еще и в ситуации с пандемией в 2020 году, когда в сфере образования регулярно происходили перемены.

Минпросвещения РФ оставило право выбора за родителями и школой, отметив в приказе, что второй иностранный перестает быть обязательным, но не исключается вовсе.

ПО ТЕМЕ

А вы сами-то читаете Лескова и Бунина? Колонка мамы-филолога про школьную программу по литературе

Не все родители приняли эту новость с восторгом. Негативно к ней отнеслись те, кто считал, что изучение двух и более языков даст детям преимущество в будущем: это фундамент успешной карьеры, шанс получить хорошую должность в крупной компании и даже поработать за границей.

Для них наличие у ребенка возможности изучать несколько иностранных языков в школе, бесплатно, в рамках программы, а не вечерами после уроков и секций, казалось очень привлекательным. Ведь тогда ребенок еще со школы получит базовые знания, которые сможет легко развить в будущем.

Здесь стоит учитывать, что это реально при условии, что второй иностранный язык преподают в школе качественно.

Для крупных городов не проблема найти сильного преподавателя. Если говорить о школах в провинции, тут ситуация другая — здесь не всегда есть педагог даже по английскому языку.

Поэтому отмена второго иностранного — разумное решение как для школы, так и для учеников.

Есть мнение, что знание двух языков всегда будет преимуществом при поступлении в университет и построении успешной карьеры. Если человек владеет разными языками, это делает его интеллект более высоким, а жизненный опыт — более богатым.

На hh.ru появляются вакансии в самых разных сферах, где от соискателя ждут знания 2-3 иностранных языков. Это актуальный навык. Знание английского — всегда плюс, а второй иностранный часто требуется в компаниях, которые сотрудничают с другими, не англоязычными странами.

В России следующие по популярности после английского — китайский и испанский языки.

Как преподаватель китайского языка я вижу, что интерес к нему растет с каждым годом в геометрической прогрессии.

Французский остается официальным дипломатическим языком, и все документы мирового уровня должны оформляться на официальном языке страны и французском, поэтому его стандартно выбирают будущие юристы.

Но потребность во втором языке не всегда есть. Если компания работает только в рамках страны или с англоязычными партнерами — достаточно знания английского языка уровня Intermediate. Вести переговоры и деловую переписку на английском такой сотрудник точно сможет.

Многие родители уверены, что изучать второй язык нужно как можно раньше, ведь у детей способности к запоминанию развиты гораздо лучше, чем у взрослых. И начинают искать ребенку репетитора, как только он начинает говорить.

Преподаватели не всегда поддерживают такой подход.

Китайский, например, оптимально начинать учить с 3-4 класса.

К этому времени ребенок уже более-менее осваивается с английским и русским, и ему гораздо проще уложить в своей голове еще один язык.

Хороший знак, если ребенок сам проявил интерес к языку, тогда он будет заниматься с удовольствием и усваивать его лучше. Изучение под натиском родителей, потому что «пора», не дает эффекта. Такие уроки будут в тягость как ученику, так и учителю. Лучше подождать и вернуться к этому вопросу позже.

Для школьника оптимально заниматься 1-2 раза в неделю, чтобы уделять время другим секциям и увлечениям. В более взрослом возрасте — хватит двух занятий в неделю с педагогом и регулярной самостоятельной отработки материала дома.

После русского лучше изучать тот язык, который привлекает ребенка. Чем? Например, историей страны, любимыми актерами или музыкальной группой, поющей на этом языке.

Когда есть заинтересованность, горят глаза, процесс обучения будет проходить быстрее и продуктивней. Поэтому в идеале выбор языка должен делать ученик.

Я бы посоветовала изучать второй язык абсолютно всем, хотя бы в базовом формате. Чтобы человек мог прочитать и ответить на самые простые вопросы.

Первый иностранный язык можно осваивать уже с 1-2 класса, второй — в более осознанном возрасте, если это азиатский язык — с 3-4, если европейский — с 7-9 класса.

Если вы решили, что второй иностранный язык необходим, а в школе его уже отменили, выход очевиден: нужны занятия с репетитором или в мини-группе.

Далее — в группах с носителем языка, на онлайн-курсах или в языковой школе. Ну и самое очевидное: курсы от консульства той страны, чей язык ребенок изучает.

Знание второго иностранного языка не будет лишним. Оно позволит ребенку расширить кругозор. Но очень важно, чтобы решение о его изучении ваш ребенок принял самостоятельно, тогда процесс принесет удовольствие и ему, и вам. А где это будет — в школе, на курсах или с репетитором — выбирать вам.

Фото: Depositphotos

Источник: kidsomania.ru/

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 15.10.2021 в 11:11

Автор:

Категории: Семья

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии