Итальянские ученые нашли эхолотом древнеримскую дорогу на дне Венецианской лагуны

Реконструкция древнеримской дороги, фрагмент которой обнаружен на дне Венецианской лагуны (на основании данных кернов)

Итальянские ученые с помощью многолучевого эхолота высокого разрешения обнаружили фрагмент древнеримской дороги на
дне Венецианской лагуны и создали
ее трехмерную архитектурную реконструкцию. По
мнению исследователей, существование дороги подтверждает гипотезу о системе
поселений в этом регионе, а сама дорога была частью большой транспортной сети Римской
империи. Статья опубликована в Scientific Reports.

Венецианская лагуна —
самая большая в Средиземном море, ее площадь составляет около 550 квадратных
километров, из которых лишь восемь процентов приходится на сушу, включая более сотни
островов. Геоморфологические исследования показали, что лагуна образовалась приблизительно около шести тысяч лет назад. За последние две
тысячи лет береговая линия на многих участках сильно изменилась, и под воду ушли большие участки суши. Поэтому, несмотря на находки древнеримской
эпохи, а также два города с видом на лагуну — Альтин и Патавий, в научной среде
преобладало мнение (1, 2), что в самой Венецианской
лагуне не существовало постоянных поселений.

Карта: А) Географическое положение области исследования на северо-востоке Италии с местоположением Венецианской лагуны (в черной рамке) и лагун Градо и Марано (в розовой рамке). В) Батиметрия каналов и заливов Венецианской лагуны и области исследования в северной части Венецианской лагуны. В желтом прямоугольнике – канал Трепорти

Физик Фантина Мадрикардо (Fantina Madricardo) с коллегами из
Института морских наук Италии и Университета IUAV Венеции изучила дно лагуны,
использовав многолучевой эхолот высокого разрешения. Ученые составили карту дна
и обратили внимание на цепь объектов в канале Трепорти Северной лагуны, которые
интерпретировали как остатки сооружений древнеримской эпохи. Обобщив результаты
своей работы, а также данные архивов, предыдущих археологических и геофизических
исследований, авторы пришли к выводу, что обнаружили следы древнеримской дороги
и зданий, построенных вдоль нее.

Изучив археологические
отчеты 1986 и 2020 года, ученые отметили basoli — обработанные особым образом
камни, которые римляне использовали для мощения дорог. Кроме них водолазы
также подняли со дна канала Трепорти три древнеримских керамических сосуда. В содержимом взятых в этих местах кернов оказались следы древних растений, что натолкнуло ученых на мысль, что в
древнеримское время дно канала Трепорти было сушей с пышной растительностью.

Находки 1985 года на дне канала Трепорти: а) камни для мощения (basoli), b, c) небольшая амфора, d) basoli на морском дне, e) амфора типа Дрессель 6А, f) ваза

Авторы указали на существование древнеримских сооружений, похожих на квадратные в плане башни на дальних концах
предполагаемой дороги (112 и 113.9 на рисунке), дамбы в канале
Сан-Феличе и двух древних каналов, один из которых мог быть морским путем из
Адриатического моря в гавань города Альтина. Все вместе они составляли часть древнеримской
транспортной сети региона.

Карта расположения двух древних каналов (обозначены зеленым и синим цветом), древнеримских руин (красные точки и линии, зеленые и белые квадраты)

Исследователи также
изучили и сравнили данные материалов из заполнения дамбы в канале Сан-Феличе,
древней дороги около нее и вновь обнаруженной дороги. Затем они сравнили
полученные результаты с более ранними исследованиями других древнеримских дорог
(1, 2) и предположили, что строители адаптировали технологию согласно топографии,
геоморфологии и составу грунта местности. Дорога на дне Венецианской лагуны сооружена на
ряде последовательных слоев песка, песчаного ила и сверхконсолидированных глин
поверх палеопочвы. Мощение выполнено из блоков песчаника, гладких и округлых в
верхней части и клиновидных в нижней.

Реконструкция палеобережного гребня и древнеримской дороги на дне канала Трепорти: а) с высоты птичьего полета, Венецианская лагуна справа, Адриатическое море слева; b) крупный план древнеримской дороги; c) участок дороги, реконструированный на основе данных кернов

Также ученые провели аналогии
с лучше археологически изученными лагунами Градо и Марано рядом с древнеримским
городом Аквилеей, где на затопленной теперь территории обнаружены
многочисленные постройки римского периода. Среди них — жилые и портовые
сооружения, культовые и погребальные памятники, а также остатки дороги, которая
соединяла Аквилею с портом. Кроме дороги, лагуну Марано с Аквилеей соединял еще
и судоходный маршрут — рукотворный Канале Анфора (так же действовал канал
Сиончелло в лагуне соседнего города Альтина). По мнению авторов исследования,
эти лагуны — подходящий пример рационального использования римлянами приморской
территории, на который можно ориентироваться реконструируя район Венецианской
лагуны римского времени.

Сеть древнеримских дорог и водных путей в провинции Венеция и Истрия на северо-востоке Италии. Справа — гипотетический путь римской дороги вдоль побережья (выделен красным цветом) и участок дороги, которой посвящено исследование (выделен фиолетовым цветом)

Исследователи смогли составить
цифровую карту области исследования двухтысячелетней давности, а также создать
реконструкцию древнеримской дороги, остатки которой были обнаружены на дне канала
Трепорти. По их предположению, дорога была часть большой, в десятки тысяч
километров, транспортной сети Римской империи, играя важную роль в местном
прибрежном ландшафте.

Ранее на N + 1 рассказывали,
что в затонувшем древнеегипетском порту нашли фрагменты корабля и греческое
кладбище, а на севере Франции обнаружили остатки крупного поселения эпохи Меровингов.

Юлли Улётова
Источник: nplus1.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 22.07.2021 в 22:45

Автор:

Категории: Наука и технологии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии