Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен: как снимали фильм

Детский фильм для взрослых «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» очень ярко показывает нам жизнь и быт в советских пионерских лагерях.

Современному поколению может показаться странным и немного глупым то, что детям того времени приходилось всю смену ходить строем и кричать речевки на радость взрослым. Возможно, взращивать в гражданах национальную идею с юных лет это не такая уж и плохая идея, но время идет, что-то навсегда остается в прошлом, а что-то кардинально меняется.

Скорее всего, этот фильм будет адекватно восприниматься, если вы хотя бы одну смену «отрубили» в пионерском лагере. Жизнь по расписанию, приемы пищи в строго отведенное время, добровольно-принудительное участие в показательной лагерной самодеятельности – это все кому-то, кто все лето проводил в деревне или на районе в окружении закоренелых друзей, может показаться невыносимым или даже унылым.

Конечно же, если бы меня тогда спросили, чем я хотел заниматься летом, я бы прямо ответил: «НИЧЕМ!». Естественно, этот ответ на самом деле подразумевал играть до ночи с друзьями в футбол, кушать то, что хочется, ходить в кино на вечерние сеансы, купаться до посинения или кататься на велосипедах с друзьями. При этом никакого унылого чтения книг, которые задавались на лето огромным списком.

Почему-то взрослые считают, что детям очень хочется летом заниматься общественной деятельностью, рисовать стенгазеты или пропалывать соседние запущенные колхозниками поля. Но таков был менталитет, к которому все привыкли. Несмотря на загруженный график мероприятий в пионерском лагере, всегда было время для своих дел, дружбы и настоящего отдыха. Многие до сих пор вспоминают с теплотой те светлые и счастливые дни.

В фильме «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» показан обычный пионерский лагерь с детьми, которые действительно там жили. Если в восьмидесятые годы прошлого века в кинолентах про пионерские лагеря любили показывать «искусственных» детей, решающих в кадре проблемы, которые по мнению взрослых должны решать юные пионеры, то в фильме 1964 года режиссера Элема Климова мальчишки и девчонки ведут себя естественно.

Во время съемок Климов вел себя с детьми, как со взрослыми: никаких послаблений, никаких сюсюканий. Ребята это очень хорошо понимали и чувствовали. Когда их просили сниматься с полной отдачей, они всегда шли на встречу.

В фильме дети должны были быть загоревшими, но времени на загар не было, поэтому пацанов покрыли слоем морилки. Очень много дублей пришлось сделать из-за того, что дети не могли терпеть зуд на коже и начинали чесаться в самый неподходящий момент.

В данном фильме, несомненно, видно, что режиссер, как и вся съемочная группа, проделал немалую работу. Также видно, что дети живут ролью, не боятся камеры и играют просто замечательно.

При отборе детей Элем Климов применил «взрослую» театральную схему этюдов. Каждому ребенку индивидуально придумывали какую-нибудь ситуацию, и все юные претенденты должны были сыграть этот этюд совместно. Причем дети не знали задание друг друга. Это больше походило на игру, юным актерам все очень нравилось, а режиссер буквально за несколько минут мог понять, как будет себя вести тот или иной ребенок.

Детей отбирали в школе, которая находилась недалеко от киностудии Мосфильм. В учебное заведение пришли помощники режиссера и спросили, кто умеет плавать и хочет сняться в кино. После чего отобрали порядка двух десятков детей, в их число попал и будущий исполнитель главной роли Кости Иночкина – Виктор Косых. Вначале Виктор должен был играть одного из друзей Кости. Но все изменило то, что в один момент Элем Климов рассказал маленьким актерам, что их ждет настоящее обжигание двухметровой крапивой.

Витя решил во что бы то ни стало стать главным героем, которого бы миновала участь получения ожогов крапивы. Он очень старался на пробах, с непередаваемым усердием читал стихи и играл в этюдах. И в конце концов действительно получил главную роль Иночкина, которому не нужно лезть в крапиву. Его талант заметила супруга Элема Климова – Лариса Шепитько, которая принимала участие в отборе на детские роли.

Во время съемок было отснято 27 дублей сцены, когда под трибуной собрались взрослые, которые кормили Костю Иночкина рассольником. И перед каждым дублем Виктору говорили, что он должен есть суп жадно, как будто бы он не ел целый день. К последнему дублю ребенок возненавидел рассольник!

Кстати, впереди Виктора Косых ждала главная его роль – роль Даньки в трех фильмах о неуловимых мстителях.

Однажды Климов ехал после очередного показа в Доме детского творчества. По дороге он неожиданно заметил огромные уши под большим слоем речного песка. Это был мальчик, который возвращался с пляжа после купания и валяния в песке. Элем подошел к ребенку и увидел в нем явные черты Н. В. Гоголя. Впоследствии на съемочной площадке его называли «мальчиком с профилем Гоголя».

Так был найден еще один герой – мальчик с сачком в футболе с номером тринадцать, фраза которого «А что это вы тут делаете?» стала символом комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Этого ребенка даже не было в сценарии, его сняли просто так. Звали мальчика – Вячеслав Царев. После участия в фильме Вячеслава приглашали сниматься еще в нескольких картинах: «Андрей Рублев» (1966), «Ташкент — город хлебный» (1967), «В тринадцатом часу ночи» (1969).

На роль симпатичной пионерки, умеющей танцевать твист, назначили 11-летнюю Людмилу Смеян. Девочка с большим удовольствием играла свою роль и в конце съемок поняла, что свяжет свою жизнь с театром и кино. Она также пробовалась на роль Суок в фильме «Три толстяка», однако, к тому моменту она сильно повзрослела и не совсем подходила на роль девочки – куклы.

По-настоящему заразилась кино Татьяна Прохорова, сыгравшая Митрофанову. Она снялась в трех фильмах и со временем в ущерб учебы начала посещать большое количество проб, чтобы заполучить очередную роль.

На роль вожатой Иночкиного отряда была отобрана дочь знаменитого советского актера Петра Алейникова – Арина Алейникова. Арина была студенткой-отличницей Всесоюзного государственного института кинематографии. Она получила задание сыграть настоящую комсомолку, любящую свою работу и детей. Она творчески подошла к своей роли и хорошо запомнилась зрителям. После «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» снялась еще в 25 фильмах, а во время перестройки уехала с семьей в США.

Роль веселой вожатой отряда младших школьников досталась выпускнице ГИТИСа по специальности «актриса музыкальной комедии» Нине Шацкой. На тот момент она была супругой Валерия Золотухина и играла в театре на Таганке.

Илья Рудберг, сыгравший физкультурника, был огорчен окончательной версией фильма, в котором практически полностью были вырезаны сцены с его участием. По сценарию он каждую ночь создавал интересные модернистские скульптуры, которые складывал в один из пустовавших сарайчиков. По ночам он творил, поддавшись вдохновению, а днем был сонным, не выспавшимся и замученным. Нам, к сожалению, показали только дневной вариант физкультурника.

Особенно дети полюбили актера Алексея Смирнова (роль завхоза). Настоящий герой Великой Отечественной Войны. Алексей был награжден одиннадцатью боевыми наградами, среди которых был орден Красной Звезды и ордена Славы II-й и III-й степени. Алексей Смирной очень любил детей, в перерывах между съемками он принимал заказы от юных актеров и вырезал им великолепные фигурки из дерева. Делал он это просто мастерски. Дети постоянно окружали нашего великого артиста, и это было для актера настоящим счастьем.

Лидия Смирнова гордилась ролью врача лагеря. Ее никто из знакомых не узнавал в этих нелепых очках и гриме. Ей доставляло удовольствие спрашивать друзей: «Видели фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», как я вам там?» На что ей с недоумением отвечали: «А Кого Вы там играли?»

Лидия Николаевна сразу согласилась сыграть эту гротескную роль, делала это с большим удовольствием, и это ей удалось на славу. Многим очень запомнился момент, когда врачиха открывала рот, и начинала звучать громкая сирена «скорой помощи».

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть первую большую роль, сыгранную Евгением Евстигнеевым. Климов до съемок фильма практически жил в театре «Современник». Элем смотрел не только все спектакли, но и все репетиции, и он буквально сразу увидел в молодом Евстигнееве товарища Дынина, директора, который с одной стороны хотел сделать из лагеря казарму, а с другой стороны был невероятно милым и забавным.

Киношное руководство было категорически против кандидатуры Евгения Евстигнеева. Чиновники хотели, чтобы эту роль неумелого руководителя играл Михаил Пуговкин, замечательно сыгравший бестолкового завхоза в фильме «Девчата». Но Климов для себя уже видел, что Дынина может играть только Евстигнеев и поставил вопрос ребром: или Евстигнеев или снимайте сами! Эта наглость просто обескуражила, и ему разрешили снимать Евстигнеева. Со временем мы понимаем, что без Евгения Александровича фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» смотрелся бы совсем по-другому.

Когда смотришь эту замечательную черно-белую кинокартину «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» возникают мысли, что фильм снят цветным, а потом его специально сделали черно-белым. Кстати, качество картинки для того времени было просто идеальным, возможно, так получилось из-за того, что 90 процентов было снято на улице в солнечную погоду. Хорошая солнечная погода в каждом кадре создавала у зрителя отличное настроение для восприятия фильма об отдыхе.

Ни для кого не секрет, что современные фильмы об отдыхе на море получаются практически всегда проходными с низкими рейтингами. Почему? Да потому-то современные артисты и режиссеры едут на море отдыхать и между делом сниматься.

В фильме столько «незаметной» критики бюрократической и показушной жизни нашей страны, что режиссер понимал, что в любой момент могут запретить съемки. Элем Климов каждое утро спрашивал у директора фильма: «Сколько денег потратили на сегодня?». Услышав ответ, он расстраивался, что сумма никак не перепрыгнет половину выделенных средств. Режиссер был уверен, что, если потратить больше половины денег, то картину не снимут с производства. Однако он не знал, что это совсем не так.

Когда до конца съемок оставалось совсем немного времени, пришла телеграмма из киностудии, где категорически требовали остановить процесс съемок. И тогда Элем Климов попросил порвать эту телеграмму и снимать фильм, как будто ничего не произошло. И это сработало! В Москве думали, что съемки закончены, и съемочная группа собирается домой, но на самом деле в Туапсе проходили съемки последних сцен.

Фильм снимали по началу в пионерском лагере «Заполярье» на берегу Оки недалеко от города Алексин в Тульской области.

Когда стало холодать, съемочная группа переехала в лагерь «Орленок» около Туапсе. Снимали уже в октябре и ноябре, было холодно, но дети должны были показывать, как им жарко.

В конце концов фильм был снят, привезен на Мосфильм, смонтирован и представлен Художественному совету, но сразу же был запрещен, т. к. категорически нельзя показывать жизнь в пионерском лагере в таком свете. К тому же было сказано шепотом, что портрет умершей бабушки очень напоминает Никиту Хрущева: «Вы что Хрущева хороните в фильме?»

Но, к счастью, сам Хрущев и спас от уничтожения это фильм. Фильм был отослан на дачу генеральному секретарю с пометкой «запрещен к показу». Никита Сергеевич хохотал весь фильм – он ему так понравился, что он распорядился немедленно отменить все ограничения и выпустить в прокат.

9 октября 1964 года фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» первый раз показали в кинотеатрах СССР, а уже 14 октября вышло постановление о снятии Хрущева с должности, вот такие бывают совпадения.

Фильм вышел в середине прошлого века, а многие проблемы поднятые Элемом Климовым в своей дипломной работе «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» актуальны по сей день. Наверное, это и есть настоящий кинематограф – не важно сколько лет прошло, а мы до сих пор смеемся над героями.

Источник: kidsomania.ru/

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 10.07.2021 в 11:11

Автор:

Категории: Семья

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии