Ранненеолитическое поселение Кёртик-тепе назвали крупным центром развития духовной культуры

Ученые рассказали
о результатах предварительного исследования покрытых символическими
изображениями костяных пластинок из погребений ранненеолитического поселения
Кёртик-тепе на юго-востоке Турции. Оказалось, что по характеру изображений и по
морфологии они отличаются от аналогичных находок из других археологических
памятников той же эпохи в Передней Азии. Это позволило исследователям
предположить, что в начале неолита Кёртик-тепе был крупным и самобытным центром
развития духовной культуры. При этом его жители поддерживали контакты с
соседними поселениями, участвуя таким образом в формировании общих черт в облике
неолитических культур, сообщает статья в издании Archaeological Research in
Asia
.

Основу
современных представлений о ближневосточных культурах раннего неолита заложили
исследования в Иерихоне (Палестина). В середине XX века здесь были раскопаны остатки протогородского поселения, сооруженного
в IX тысячелетии
до нашей эры. По-видимому, оно было региональным центром, объединявшим местные
общины, осуществившие в IX–IX тысячелетиях до нашей эры переход от охоты и собирательства к ранним
формам производящего хозяйства и оседлому образу жизни. О нем говорят находки
остатков домов, зернохранилищ, каменных вкладышей для серпов, зернотерок и
других предметов, связанных с примитивным сельскохозяйственным бытом. Однако эти
люди еще не освоили изготовление керамики, поэтому самый ранний период становления
земледелия и скотоводства на Ближнем Востоке получил название докерамического
неолита.

Характерной
чертой погребального ритуала у жителей древнейшего Иерихона были захоронения
под полом жилищ. С этой же особенностью археологи встретились и при раскопках
других поселений того же периода в разных районах Леванта, Юго-Восточной
Анатолии и Северной Месопотамии. Такие памятники переходной эпохи и
докерамического неолита, как Тель-Мурейбет, Гёбекли-тепе, Халлан-Чеми и другие,
принесли немало данных (1, 2, 3) не только о хозяйственной жизни, но и о духовной
культуре первых земледельцев. Помимо погребений, в них были найдены остатки
культовых построек, антропоморфные и зооморфные фигурки, а также пластинки из
кости, покрытые изображениями животных и геометрическим орнаментом. Сравнительные
исследования всех этих находок показывают, что на рубеже плейстоцена и голоцена
самые ранние оседлые группы в Передней Азии контактировали, обмениваясь идеями
и верованиями, и часто использовали близкую символику. А изобразительные
традиции, возникшие на заре неолита, обнаруживают сходство с более поздними
артефактами, найденными в таких крупных поселениях, как Чайоню и Чатал-Хююк (Чатал-Хёюк).

Памятники докерамического неолита на Ближнем Востоке. Местоположение Кёртик-тепе отмечено большим красным кружком

Один из
памятников докерамического неолита и эпохи, непосредственно предшествовавшей
ему, был обнаружен на холме Кёртик-тепе в юго-восточной Турции, на территории
ила (провинции) Диярбакыр. Он находится вблизи места впадения реки Батман в
Тигр. Археологи раскапывали холм с 2000 по 2018 год в рамках работ,
предшествовавших строительству плотины. После ее возведения подъем воды привел
к затоплению археологической площадки. С середины XI до конца X тысячелетия
до нашей эры здесь существовало большое поселение: ученые нашли на холме
остатки более 450 круглых в плане домов.

Находки в Кёртик-тепе. Слева ― захоронение внутри дома и связанные с ним артефакты; справа ― предметы погребального инвентаря (в нижнем ряду ― орнаментированные костяные пластинки)

Жители
Кёртик-тепе занимались систематическим сбором дикорастущих
пшеницы-однозернянки, ржи, ячменя, бобовых и, возможно, уже постепенно
переходили к их целенаправленному выращиванию; собирали они и мелкосемянные
дикие злаки, и орехи. По-видимому, они уже приручили овец и коз. Правда, значительная
часть останков животных представлена костями благородного оленя, и это говорит
о том, что охота продолжала играть заметную роль в хозяйстве местной общины. В
поселении нашли свыше 2000 домашних захоронений с необычным для этого периода
большим количеством погребального инвентаря. В могилах Кёртик-тепе были
обнаружены каменные сосуды, бусы и более 125 орнаментированных костяных пластинок.

Фрагмент расписной костяной пластинки. На лицевой стороне (слева) ― изображения диких козлов, нанесенные битумом; на оборотной стороне (справа) ― орнамент, нанесенный битумом и красной охрой

Пластинка с изображениями диких козлов

Турецкие
исследователи под руководством Абу Сиддика (Abu B. Siddiq) из
Университета Артуклу в Мардине опубликовали первые результаты изучения графики
на пластинках из погребений Кёртик-тепе. Большинство их покрыты гравированным
орнаментом и иногда имеют отверстия, вероятно, для подвешивания. Меньшая часть
находок — всего 11 — представлена расписными пластинками. Геометрические мотивы
и изображения животных нанесены на них битумом; оборотная сторона раскрашена с
помощью битума и красной охры. Ученые отметили еще одну особенность этих редких
для эпохи докерамического неолита предметов — большие размеры: от 109 до 241
миллиметра в длину и от 22 до 62 миллиметров в ширину. Анималистические мотивы
на расписных табличках включают изображения диких козлов, змей (судя по узору
на спине и характерным выступам на голове — предположительно, рогатых гадюк) и
скорпионов.

Фрагментированная пластинка с зеркальным изображением двух скорпионов. В центре ― неидентифицированное изображение

Пластинки с геометрическим орнаментом

Находки
гравированных костяных табличек весьма часты для памятников протонеолита и
раннего неолита: их обнаруживают и в Сирии, и в Юго-Восточной Анатолии, и в
Северном Ираке. А вот изделия, аналогичные по технике исполнения расписным
пластинкам из Кёртик-тепе, известны археологам только по раскопкам поселений
Хасанкейф-Хёюк и Гусир-Хёюк, расположенных в нескольких десятках километров
ниже по течению Тигра. И только здесь археологам встречалась символика,
связанная с образами скорпионов и диких козлов. Вероятно, она берет начало в сугубо
местных традициях палеолитического шаманизма и в дальнейшем не находит широкого
распространения в развитых культурах неолита. В Кёртик-тепе стилизованные змеи
и козлы изображались не только на табличках из кости, но и на каменных сосудах,
которые помещали в могилы.

Пластинка с изображением трех змей (предположительно рогатых гадюк)

Пластинка с изображением извивающейся змеи

Что касается
змей, то сопряженная с ними изобразительная традиция присутствует как в протонеолитических,
так и в более поздних памятниках по всей Верхней Месопотамии. По-видимому, в
погребальных ритуалах образ змеи как существа, находящегося в тесной связи с
подземным миром, играл исключительно важную роль и оказался очень устойчив.
Сиддик и его коллеги полагают, что распространенность «змеиной» символики
обусловлена не одними лишь особенностями восприятия, общими для людей любой
культуры. В большой мере ее можно объяснить и устойчивыми контактами между
раннеземледельческими общинами. При этом духовный обмен затронул не только элементы обрядовой практики, но и наиболее употребительные изобразительные техники.
Это косвенно подтверждается частым и повсеместным обнаружением костяных
табличек с гравировкой.

Изображения на расписных костяных пластинках из поселения Хасанкейф-Хёюк, аналогичные найденным в Кёртик-тепе: a ― мифологические существа с козлиными рогами; b ― скорпион

Гравированный каменный сосуд из хлорита, найденный в одном из погребений Кёртик-тепе, с геометрическим узором и изображениями змей и диких козлов

Использование
богато орнаментированных битумным пигментом и охрой пластинок могло
ограничиваться в Кёртик-тепе особыми обстоятельствами погребения или статусом
умершего. Их присутствие в нескольких могилах, по мнению авторов исследования, подчеркивает
самобытность местной протонеолитической культуры. А весь набор изобразительных
памятников, найденных здесь, указывает на один из путей, которым шло развитие
признаков, сближающих культуры развитого неолита Ближнего Востока.

Ранее археологи
раскопали в окрестностях Иерусалима остатки крупного поселения докерамической эпохи,
насчитывающего около 10,5 тысяч лет, а генетики установили, как изменялся состав
домашних погребений в поселениях неолитической Анатолии с точки зрения
генетического родства.

Винера Андреева
Источник: nplus1.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 08.06.2021 в 22:46

Автор:

Категории: Наука и технологии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии