Более уверенные в себе люди легче повелись на фейковые новости

Американские исследователи опросили 8285 человек и выяснили, что участники, наиболее уверенные в своей способности отличать правдивые новости от фальшивых,
чаще становились жертвами дезинформации. Также в работе, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, сообщается, что излишне самоуверенные люди чаще делились фейковыми новостями в соцсетях.

Фейковые новости и слухи распространяются в соцсетях быстрее реальных новостей. К такому выводу ученые пришли, проанализировав записи 3 миллионов пользователей твиттера за все время существования социальной сети. Хорошим примером служит случай, когда группа хакеров взломала твиттер-аккаунт агентства Associated Press, от имени которого был выпущен твит: «Срочные новости! Два взрыва в Белом доме. Барак Обама ранен», он моментально распространился среди пользователей соцсетей и привел к падению фондового рынка на 140 пунктов.

Поэтому важно понимать механизмы, которые побуждают людей распространять фейковый новости и доверять им. Например, недавние исследования показали, что люди, склонные к
анализу, с большей вероятностью отличали правдивые новости от фальшивых, а люди, полагающиеся на эмоции, чаще принимали фейковые новости за реальные.

Теперь исследователи под руководством Бенжамина Лайонса (Benjamin
A. Lyons) из Университета Юты решили проверить, как уверенность людей в том, что они могут легко отличить реальную новость от фальшивой, влияет
на восприимчивость к фейковым новостям и их распространение.

Самоуверенность часто играет важную роль в формировании поведения. Например, чрезмерно самоуверенные медицинские работники предоставляют менее качественную медицинскую помощь, а самоуверенность политиков связана с большей готовностью принимать рискованные решения.

К участию в исследовании пригласили 8285 человек. Респонденты были отобраны с помощью алгоритма компании по
исследованиям рынка YouGov, созданного, чтобы приблизиться к демографическим и политическим
характеристикам США.

Сначала респондентов попросили оценить правдивость или
ложность новостных заголовков по 4-балльной шкале от «точно ложный» (1) до «точно
правдивый» (4). Новости, реально опубликованные в 2018 году,  были представлены в виде ленты Facebook. Каждый
участник оценивал 12 новостей: 4 статьи, близкие по духу демократам (2 фальшивые
и 2 настоящие), 4 статьи, близкие республиканцам (2 фальшивые и 2 настоящие), 2
про-демократические и 2 про-республиканские фальшивые статьи. Пример
заголовка фейковой новости: «Специальный агент Дэвид Рейнор должен был дать показания
против Хиллари Клинтон до своей смерти».

По завершению задания участникам задали вопрос: «По сравнению с другими американцами, насколько точно вы можете
распознать фейковую новость?». Для
ответа респонденты использовали ползунок, чтобы указать число от 1 до 100.

Также в течение нескольких месяцев исследователи отслеживали
активность добровольцев в соцсетях и новостных порталах. Ученые смотрели какие сайты посещают респонденты
и какими новостями делятся. Однако на эту часть
исследования согласились не все участники.

Авторы исследования обнаружили, что излишне самоуверенные
участники оказались менее способными отличать правдивые новости от фейковых. Респонденты в среднем оценивали свои
способности на 22 процента выше, чем оказывалось на самом деле (по результатам
задания). Около 20 процентов участников переоценили себя на 50 или более процентов.
Респонденты-мужчины демонстрировали большую самоуверенность.

Более того, излишне уверенные в себе люди чаще делились фейковыми
новостями в соцсетях, особенно когда темы соответствовали их политическим
убеждениям. Исследователи предполагают, что более скромные и менее
уверенные в себе люди склонны к самоконтролю и рефлексии, они тщательнее анализируют контент, прежде чем поделиться им.

Когда происходит катастрофа, техногенная, природная или гуманитарная (к примеру, пандемия коронавируса), люди начинают быстро и массово обмениваться информацией по поводу события, что неизбежно приводит к распространению фейков. Команда городских антропологов и фольклористов из Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС создала пополняемую энциклопедию коронавирусных слухов и фейков. Можно заполнить форму и рассказать, какие истории, связанные с ковидом, распространялись или распространяются у вас в регионе.

Виктория Барановская

Источник: nplus1.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 02.06.2021 в 22:45

Автор:

Категории: Наука и технологии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии