На месте средневекового кораблекрушения нашли стеклобой для вторичной переработки

Осколки стекла, обнаруженные на месте кораблекрушения средневекового торгового судна «Maʻagan Mikhael B», оказались стеклянным ломом для вторичной переработки. Типологические особенности находок, поднятых подводными археологами у израильского побережья Средиземного моря, характерны для изделий стекольных мастерских Леванта и Египта. Их продукция была важным элементом морской торговли Византии и Омейядского халифата в VII–VIII веках. Радиоуглеродная датировка сопутствующей органики помогла определить время несостоявшегося путешествия. Результаты исследования опубликованы в Journal of Archaeological Science: Reports.

В 2005 году у средиземноморского побережья Израиля в 70 метрах от берега был обнаружен потерпевший кораблекрушение средневековый корабль. Археологи назвали судно «Maʻagan Mikhael B» по имени ближайшего населенного пункта. Мааган Михаэль — Причал Михаэля — кибуц на средиземноморском побережье рядом с руинами древнего города Кесарии (Caesarea Maritima) в 35 километрах к югу от Хайфы. Корабль отмечен литерой «B», так как в 1985 году в этих водах археологи уже нашли другое судно, затонувшее около 400 года до нашей эры.

Радиоуглеродный анализ древесины и другой органики с вероятностью 95,4 процента датирует корабль «Maʻagan Mikhael B» 648–740 годами нашей эры. На восточном побережье Средиземного моря это время глобальных политических изменений. Кесария, вблизи которой затонуло торговое судно, в 640 году была завоевана арабами и утратила статус метрополии и столицы одной из византийских провинций. К середине VII века Византия потеряла весь Левант, под властью арабов оказался и Египет. Арабские быстроходные парусники на несколько столетий становятся основой морского транспорта в Средиземном, Красном, Аравийском море, Персидском и Аденском заливах. А позднее арабский флот стал главным в морской торговле по всему западному Индийскому океану от берегов Западной Африки до Индостана.

Исследователи пока не смогли определить тип и конструктивные особенности торгового судна, реконструкция его внешнего вида только предстоит. Предварительно описаны некоторые его узлы и определена длина — около 25 метров. В 2019 году найдены детали мачты и фрагменты паруса. Кроме обломков корпуса корабля и его оснастки археологи нашли 38 целых амфор и многочисленные обломки керамики, кирпичи от судовой плиты, балластные камни, органические остатки растительного и животного происхождения и более 870 осколков стекла. Стеклянный лом, найденный среди обломков кораблекрушения, открывает одну из страниц морской торговли Византии и Омейядского халифата в VII–VIII веках.

Израильские археологи под руководством Эяля Натана (Eyal Natan) из Хайфского университета проанализировали коллекцию стеклянных фрагментов с места кораблекрушения «Maʻagan Mikhael B». Она включает фрагменты чаш, бокалов, флаконов, бутылок, масляных светильников и других типов сосудов. В собрании стекла с места кораблекрушения есть несколько фрагментов стеклянных браслетов, мозаичные тессеры и круглые пломбы с арабскими буквами. Найдены куски сырого стекла, а также отходы стекольного производства: обломки стеклодувных трубок, капли стекла и стеклянные фрагменты с глиняной печной обмазкой.

Левантийские мастерские времен Омейядов продолжали производственные традиции Византии. Сырьем для изготовления стекла служили богатый кальцием песок и известь, к которым добавляли природный минерал натрон из египетских месторождений. Этот рецепт использовался в стекловарении римскими, а вслед за ними и арабскими мастерами до IX века. В Леванте, на территории современного Израиля, известны три крупных центра производства стекла византийского и арабского времени: Тверия, Бейт-Шеан и Рамла. Большинство находок на месте кораблекрушения вполне типичны для продукции этих мастерских.

Исследователи считают, что при увеличении спроса на стеклянную продукцию в конце византийского и в омейядский период мастерские, расположенные в Восточном Средиземноморье, работали не только на местный рынок. Морская торговля стеклом была достаточно интенсивной и обеспечивала продукцией самые отдаленные регионы. Масштабы производства требовали непрерывного поступления сырья, поэтому кроме поставок первичного сырья развивалась торговля стеклянным боем. Химический анализ образцов подтвердил их происхождение из двух стеклодельных центров — Леванта и Египта.

Археологам уже известны несколько затонувших кораблей первого тысячелетия нашей эры со стеклянным боем. В них найдены гораздо более крупные партии сырья — от 150 до 3000 килограмм. Небольшой объем товара на судне «Maʻagan Mikhael B», возможно, говорит о том, что это была частная инициатива одного из членов команды. По другой версии основная масса стеклянного груза пока не найдена.

N + 1 писал о стеклянных мозаиках, которые поставляли из Византии в омейядскую Кордову в Х веке. Также мы неоднократно рассказывали о древних кораблекрушениях: у берегов Кипра, Фурни, Явы и Андикитиры.

Елена Синицкая

Источник: nplus1.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 17.05.2021 в 22:45

Автор:

Категории: Наука и технологии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии