Изменение климата привело к повреждению старейших в мире наскальных рисунков на острове Сулавеси

Археологи изучили отслоения на стенах карстовых пещер на острове Сулавеси и оценили угрозу древним наскальным рисункам. Поверхность скальной породы оказалась поражена эффлоресценцией (высолами). По мнению исследователей, в разрушительных для плейстоценовой живописи процессах виноваты экстремальные колебания температуры и влажности, нарушившие микроклимат в пещерах, которые вызваны глобальным изменением климата и усилившимися в последние десятилетия Эль-Ниньо. Результаты исследования опубликованы в Nature.

Заметно ускорившееся в XX–XXI веках глобальное изменение климата оказывает влияние не только на биосферу, но и на объекты материальной культуры, оставленные нашими далекими предками. В частности, проблема деградации и полного исчезновения угрожает наскальным рисункам в карстовых пещерах Марос-Пангкеп (Maros-Pangkep) на острове Сулавеси в Индонезии.

Остров Сулавеси, одиннадцатый по величине в мире, расположен между островом Калимантан (Борнео) и Молуккским архипелагом на миграционном пути древних человеческих популяций из Азии в Австралию. Карстовая область Марос-Пангкеп находится в границах национального парка Бантимурунг-Булусараунг и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Более ста произведений древней наскальной живописи, найденные в пещерах Южного Сулавеси, известны исследователям с пятидесятых годов прошлого века. Датирование по уран-ториевому методу позволило считать художников индонезийского архипелага создателями самых древних в мире произведений наскального искусства. По последним данным, некоторые рисунки созданы 45500 лет назад, а, возможно, и раньше.

Австралийские и индонезийские исследователи под руководством Джиллиан Хантли (Jillian Huntley) из австралийского университета Гриффита обследовали 11 пещер района Марос-Пангкеп (Maros-Pangkep) на индонезийском острове Сулавеси. Археологи отследили изменения, произошедшие с наскальными рисунками с момента, когда их впервые обнаружили, сравнив изображения 1950, 2013 и 2020 года. Зафиксированы значительные отслоения поверхностной минерализованной корки, на которой рисовали древние художники.

Обширный комплекс наскальных рисунков делится на два периода. Первая группа рисунков датирована по покрывающим ее кальцитовым натекам уран-ториевым методом 45500–20000 лет назад. Плейстоценовые рисунки выполнены красными пигментами. Это трафаретные изображения рук и фигуры крупных животных. Вторая группа изображений выполнена углем и относится к творчеству неолитических сообществ, колонизировавших Сулавеси 4000–2000 лет назад. Поздние рисунки расположены на более свежих поверхностях, а иногда перекрывают плейстоценовую живопись. Сюжеты изображений содержат антропоморфные и геометрические фигуры, абстрактные знаки и символы. Радиоуглеродное датирование определяет возраст одного из таких рисунков 1583-1428 лет.

Ученые провели микроскопический и физико-химический анализ минеральных «чешуек». На внутренней стороне отслоений были выявлены кристаллические соли. Они появились на стенах пещер в процессе эффлоресценции (высола) — миграции соли на поверхность, большую часть из которых составляют гипс и галит. Эти соли вызывают отслаивание и разрушение карстовых сводов. Например, гипс при увлажнении (гидратации) может увеличиваться в объеме на 63 процента, а при высыхании (дегидратации) уменьшается в объеме на 39 процентов.

Наскальный рисунок из пещеры Leang Pattae. Темно-серым цветом выделены отслоившиеся участки по данным 1950 года, светло-серым — отслоившиеся участки по данным 2013 года

Сочетание сезонных дождей с чередующимися продолжительными засушливыми условиями, усиленные участившимися Эль-Ниньо, обеспечивает идеальные условия для высолов. Вода выносит растворенную соль на поверхность, затем испаряется, оставляя слой соли, разрыхляющий и расслаивающий поверхностную корку. Ученые считают, что для сохранения памятников первобытного искусства на острове необходим постоянный мониторинг и применение укрепляющих инъекционных составов для рисунков.

Ранее мы рассказывали о палеоклиматическом моделировании и о реконструкции истории природного феномена Эль-Ниньо по кораллам, а в материале «Мы сами не местные» можно прочитать о том, как изменение климата вынуждает людей искать новый дом.

Елена Синицкая

Источник: nplus1.ru

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 16.05.2021 в 22:45

Автор:

Категории: Наука и технологии

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии