У меня возбудимый ребенок, как подготовить его к школе: отвечает психолог

В издательстве «Никея» вышла книга семейного психолога и мамы одиннадцати детей Екатерины Бурмистровой «Образовательный невроз? Как выбрать школу и не сойти с ума».

В ней вы найдете ответы на вопросы: какие обстоятельства надо учитывать при выборе школы, как определить, готов ли дошкольник к учебе и надо ли помогать ему в подготовке, отправляя на специальные курсы…

В отдельной главе автор разбирает, на что необходимо обратить внимание родителей детей с особенностями (коих сейчас очень много): проблемами с речью, задержкой или опережением в развитии, слишком медлительных и так далее.

С разрешения издательства мы хотим познакомить вас с отрывком о «быстрых» (возбудимых) детях, в котором Екатерина Бурмистрова рассказывает, как подготовить таких детей и себя к первому классу.

Эти дети — противоположность «медленным». Они с рождения устроены так, что им очень сложно останавливаться, успокаиваться, слушать, сидеть на месте. У таких детей, как правило, есть минимальные физиологические нарушения, но не диагностирован синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Сейчас, правда, СДВГ называют все, что выходит за рамки нормы.

На самом деле есть дети, у которых нет СДВГ, — это просто возбудимые дети, которые находятся на противоположном полюсе от «медленных».

Ребенок с гиперактивностью никогда не может сосредоточиться ни на чем более чем на две-три минуты. У «быстрого» ребенка даже при очень высокой возбудимости могут быть занятия, которыми он способен заниматься часами. Он вполне может воспринимать на слух длинные тексты, но не может сидеть на месте ровно — слушая, он прыгает, ходит, меняет положение, но при этом, в отличие от гиперактивного ребенка, он сосредоточен на том, что ему читают.

Он в состоянии регулировать свое внимание — хотя надо понимать, что до семи лет произвольное внимание в любом случае еще не созрело.

Обычно у этих детей всегда какие-то особенности в первый год жизни, связанные с трудностями сна. Как правило, они плохо спят в первый год или, скажем, до трех месяцев спят хорошо, а дальше начинаются сложности: их невозможно укачать, уложить, а к трем годам эти трудности проходят и начинаются другие.

Про «быстрых» возбудимых детей в семье всегда есть куча историй, как они куда-то залезли, откуда-то упали, неожиданно вышли на сцену и что-то рассказали и так далее.

Кстати, очень часто у «быстрых» детей есть выраженный компонент демонстративности — они еще и актеры.

Особенности такого рода должен диагностировать психолог или невролог, поэтому, если у вас есть вопросы и подозрения, лучше им показаться.

Как правило, с этими детьми родителям очень трудно — им постоянно нужно организовывать развивающую интересную среду.

У «быстрого» ребенка все ускорено — у него быстрая речь, иногда смазанная, но иногда очень хорошо интонированная; быстрый темп деятельности, но им сложно удерживаться на одном деле; у них может скакать внимание, но при этом не видно, что у ребенка сложности.

По «медленному» ребенку видно, что это проблема, а «быстрые» обычно, наоборот, схватывают на лету, быстро соображают. Такие дети чаще всего плохо вписываются в коллектив — у них могут возникать проблемы с правилами, в том числе социальными. Их темперамент не дает им сидеть на месте. Если в семье все подстраиваются под них, а не они — под правила семьи, такие дети не учатся прислушиваться к другим людям, регулировать свой темп.

К тому же в дошкольном возрасте регулировать свой темп фактически невозможно. Считается, что в 5-5,5 лет дозревают определенные структуры головного мозга, дозревает корковый контроль, снижается общее возбуждение нервной системы, и ребенок в целом становится более управляемым, у него меньше срывов, меньше истерик.

Но у «быстрых» детей в принципе больше истерик, и они не уходят к 5,5 годам. Естественная стабилизация полностью не наступает.

«Быстрые» дети сами от себя устают. Они выматываются к вечеру, и оттого, что выматываются, еще больше возбуждаются, им сложнее заснуть.

При этом очень часто, если интеллектуальные способности не нарушены, такой ребенок много всего хочет.

Медленный» скорее, как бы соглашается, присоединяется, а «быстрый» хочет все, он экстраверт. Он хорошо знает, что происходит вокруг, чем занимаются другие дети, и часто сам инициирует ту нагрузку, от которой сам же устает и возбуждается.

Обычно такие дети очень плохо реагируют на замечания. Поскольку в их поведении есть демонстративный компонент, они считают, что замечание — это критика не каких-то их действий, а их самих. Кроме того, у них, как и у других дошкольников, работает установка: «Тот, кто говорит, что я неправильно делаю, меня не любит, он плохой».

У возбудимых детей реакция на критику очень сильно выражена. Они искренне не понимают, что они делают не так, не видят свое возбуждение, и еще и поэтому не могут его контролировать.

Ребенок не может отделить себя от симптома — он просто так живет.

Очень неудобно быть родителем возбудимого ребенка, особенно когда он идет в первый класс.

Мамам и папам нужен крепкий защитный панцирь, потому что неопытным педагогам кажется, что их ребенок просто плохо воспитан.

Они регулярно слышат от учителя: «Вы ему объясните, что так нельзя себя вести на уроке», «Скажите ему, чтобы он так не делал».

В ситуации стресса «медленный» ребенок затормаживается, а «быстрый» ускоряется. И если «медленный» ребенок на перегрузку реагирует тем, что вообще впадает в полный ступор и перестает что-либо делать сам, то перегруженный возбудимый ребенок идет вразнос на переменах и дома вечерами. У него эмоциональные всплески, истерики и прочие неконтролируемые реакции. Если «быстрого» ребенка удается загнать в класс, чтобы он сносно сидел 35 минут урока на подготовке, то в перерывах между занятиями он гиперактивен.

Несмотря на то что научить «быстрых» детей полному контролю над собой невозможно, есть некоторые вещи, которые могут очень сильно облегчить жизнь родителей. Во-первых, очень важно говорить самому ребенку об этой возбудимости как об отдельной вещи, а не о части ребенка.

Не «у тебя шило в попе и вообще ты психованный, с тобой нигде невозможно находиться», а «у тебя возбудимость, сейчас на тебя влияет твоя импульсивность, непоседливость».

В такой формулировке мы говорим об этой ситуации не как о качестве ребенка, которое ему внутренне присуще, а как об отдельном внешнем явлении, которое мешает жить.

«У тебя есть возбудимость. Это не ты сам — с тобой все хорошо, но у всех свои трудности. Нужно, чтобы эта возбудимость не мешала тебе жить».

Дети, скажем, пяти лет очень хорошо воспринимают такую информацию. Постарайтесь аккуратно подобрать слова, которые не будут негативно окрашены.

В этом смысле хороши профессиональные термины — «возбудимость», «эмоциональность», «импульсивность», это звучит гораздо лучше, чем «невменяемость», «бешенство» — ребенок уже наверняка слышал такие слова по отношению к себе, а «импульсивность» будет звучать благородно.

При этом важно не перейти грань, за которой ребенок будет считать, что его импульсивность сама виновата во всем, что с ним происходит, а он вообще ни при чем.

«Быстрым» детям обязательно нужен спорт — физические нагрузки, работа с командой, с тренером, девочкам — танцы, гимнастика.

Идеальны командные виды спорта. Их необходимо лет с пяти отдавать в жесткие внешкольные структуры — кружки, секции, желательно спортивные, танцевальные. Им нужно встраиваться в эту систему группового занятия с одним педагогом и приобретать ощущение, что надо себя держать в рамках, хоть это и трудно.

В принципе в течение года с 5 до 6 лет можно «окультурить» такого «быстрого», возбудимого ребенка. Но это не должны быть индивидуальные занятия с тренером или педагогом — обязательно занятия в группе.

У «быстрых» детей могут быть серьезные проблемы с дисциплиной на подготовке к школе, но как раз для них подготовка обязательна, причем не по содержанию, а по форме. Они могут быть хорошо развиты, знать уже в 4 года все то, чем занимаются на подготовке, но им нужно научиться двигаться в рамках коллектива сверстников и понимать, что вокруг есть что-то, что с ними не связано, подчиняется не им.

Кроме того, им нужно видеть, как эта самая возбудимость мешает им учиться, и пытаться самим что-то с этим делать. Но родители очень часто таких детей либо не отдают на подготовку, либо устраивают им индивидуальное обучение на дому в соответствии с уровнем их интеллектуальных способностей и этим еще переразвивают интеллект, который у них и так может быть опережающим, но при этом дисциплина и умение работать в общем ритме у ребенка никак не растут.

Конечно, бывают возбудимые дети, у которых с интеллектом не меньше проблем, чем с самоконтролем.

Это те, кому достается меньше внимания родителей, кому не повезло с педагогом, у кого более грубое возбуждение нервной системы, и те, на чьи проблемы просто не обращали внимания. Они-то как раз и являются нарушителями спокойствия и головной болью для родителей еще до школы, а уж в школе это самые сложные дети, потому что система образования в принципе не любит учить возбудимых детей. Возбудимые дети очень неудобные.

«Медленные» дети тоже неудобные для системы, но они хотя бы тихие: они тормозятся от стресса и сидят себе, может, тихо плачут, и если они и устраивают истерики, то скорее своим родителям, а не педагогам.

А «быстрый» ребенок может быть очень неудобным и в коллективе.

Он просто физически не способен сидеть на одном месте, поэтому он может постоянно вставать, подходить к учителю, говорить: «А меня спросите!»

Таких первоклассников много. Обычный необученный ребенок после второго-третьего раза понимает, что этого делать не надо, а возбудимый понимает, но не может не делать. У него как бы страдает блок контроля.

Важно понимать, что «Перестань немедленно так делать!» не работает: он не может перестать.

Фото: Depositphotos, Freepik

Источник: kidsomania.ru/

0 0 голоса
Рейтинг статьи

Опубликовано: 12.05.2021 в 11:11

Автор:

Категории: Семья

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии