Приручить «итальянца»: почему «копейка» стала лучшим автомобилем СССР

МОСКВА, 7 сен — РИА Новости, Николай Протопопов. Рекордные темпы производства, характеристики на уровне мировых стандартов, всенародная любовь и признание — ровно 50 лет назад, 7 сентября 1970-го, легендарная «копейка» ВАЗ-2101 получила имя «Жигули», а через несколько дней в полную силу заработал конвейер Волжского автозавода. Как итальянская модель стала символом советского автопрома — в материале РИА Новости.

Зарубежный опыт

В середине 1960-х массовый выпуск недорогих автомобилей рассматривался советским руководством как способ ликвидировать избыток не обеспеченных товарами денег, накопленных населением.

К строительству нового автозавода решили привлечь партнеров из-за рубежа. В качестве основы для будущей народной легковушки выбирали между «Фордом», «Пежо», «Рено» и «Фиатом». Итальянская машина была самой подходящей: «Фиат-124» в 1965-м признали «Автомобилем года» в Европе, а у Кремля были хорошие отношения с социалистическим правительством Италии.

Волжский автомобильный завод в Тольятти заложили в 1966-м. Производственное оборудование сюда поставляли более 800 смежников со всего СССР, а также компании ФРГ, Франции, Великобритании и Германии. К 1970-му здесь, на 600 га, вырос настоящий автогигант.

Это было самое крупное предприятие в Европе, способное выпускать 600 тысяч машин в год. Численность персонала превысила 120 тысяч человек.

«Итальянцы» в России

С технической точки зрения «Фиат-124» — вполне обычный, без каких-либо революционных решений. Однако по советским меркам это была весьма комфортабельная и современная машина. Несколько новых «Фиатов» подвергли суровым испытаниям — гоняли не только по полигонам, но и по всей стране, в самых разных климатических условиях, по асфальтированным, грунтовым и проселочным дорогам.

На просторах России изнеженному «итальянцу» пришлось несладко, и его сразу начали менять, приспосабливать к новым условиям. Укрепили подвеску, шаровые опоры и пружины, задние дисковые тормоза заменили на более стойкие к бездорожью «барабаны», переработали четырехступенчатую коробку передач, усилили кузовные элементы, увеличили клиренс, модернизировали ведущий мост. Всего было более 800 доработок, но внешне автомобиль практически не изменился.

От фиатовского двигателя с нижним расположением распределительного вала отказались. Рабочий объем рядного четырехцилиндрового 64-сильного мотора остался прежним — 1200 кубических сантиметров. Но распредвал переместили в верхнюю часть головки блока цилиндров, что было тогда серьезным новшеством.

Первая партия доработанных ВАЗ-2101 сошла с конвейера в апреле 1970-го. К концу августа завод был готов к массовому производству. Оставалось присвоить новинке звучное имя. Объявили всесоюзный конкурс, и со всей странны посыпались письма и телеграммы.

В итоге 7 сентября 1970-го автомобилю официально присвоили имя «Жигули» в честь гор Приволжской возвышенности. Этот бренд был таким популярным, что и все последующие модели ВАЗ долгие годы называли не иначе как «Жигули». Хотя уже в 1973-м появилась другая марка — «Лада».

Это понадобилось для экспортных поставок: иностранцам было сложно воспринимать на слух и правильно произносить слово «Жигули». Кроме того, в некоторых странах получалось созвучно с «жиголо».

Рекордсмены производства

«Копейка», как прозвали ВАЗ-2101 в народе, стала настоящим бестселлером советского автопрома. Несмотря на солидную цену почти в пять с половиной тысяч рублей, очередь за машинами растянулась на несколько лет вперед.

И это было вполне понятно. «Жигули» были качественным автомобилем, по крайней мере, в те годы. Комфортный, надежный. В первые несколько лет эксплуатации требовалась только своевременная замена технических жидкостей, не надо было ничего регулировать и дополнительно смазывать, в отличие от другой советской автомобильной продукции.

В 1974-м тольяттинцы выпустили первую модификацию «Жигулей» ВАЗ-21011, или, как сейчас говорят, провели рестайлинг. Хромированные бамперы конструктивно упростили и покрыли резиновой окантовкой для защиты от ударов, на задние стойки крыши добавили дополнительные воздуховоды, изменили решетку радиатора, на корме появился фонарь заднего хода, а в салоне установили более комфортные передние сиденья. Кроме того, «одиннадцатую» оснастили новым, более мощным двигателем объемом 1,3 литра, прибавившим пять лошадиных сил.

Потом разработали и еще несколько моделей на базе «копейки» — в СССР продавались универсал ВАЗ-2102, «тройки», «пятерки», «шестерки» и «семерки». В каждую новую версию старались внедрять технические новинки. Например, ВАЗ-2103 получил вакуумный усилитель тормозов, тахометр и даже электрические часы в салоне. «Тройка» приобрела немного люксовости: кузов — с хромированными боковыми молдингами, спереди было уже четыре фары, задние фонари сделали более информативными. А «шестерка» для повышения безопасности водителя и переднего пассажира обзавелась подголовниками сидений.

Особое внимание уделяли экспортным вариантам. Автомобили поставляли не только во все страны социалистического блока, но и в Швецию, Австрию, Новую Зеландию и Канаду. Перед отправкой за границу «Жигули» тщательно дорабатывали, чтобы они соответствовали стандартам и пожеланиям более избалованных иностранцев. LADA пользовалась большой популярностью за счет невысокой цены и хороших потребительских качеств — неприхотливости, простоты и ремонтопригодности.

«Копейку» выпускали целых тринадцать лет — к 1983-му с конвейера сошли более двух миллионов семисот тысяч ВАЗ-2101. Всего же с 1970-го тольяттинский автозавод изготовил почти пять миллионов «Жигулей» различных модификаций.


Источник: tehnowar.ru

Опубликовано: 07.09.2020 в 21:40

Автор:

Категории: Новости

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о