Угроза кризиса и паника из-за пандемии толкают россиян к «покупкам мечты»

На фоне падения рубля россияне традиционно штурмуют магазины. Но если повышенный спрос на гречку и туалетную бумагу был предсказуем, то стремление массово скупить куда более дорогие и не повседневные товары для бизнеса стало сюрпризом.

Многие помнят, как в 2008 году на фоне стремительного обесценивания рубля россияне бросились скупать продукты питания. Как показывала статистика, спрос на бытовую технику, электронику и другие товары не первой необходимости тогда резко упал – мало кого интересовали вложения в товары длительного пользования. Помня события 1998 года, через десять лет россияне панически боялись голода — с полок буквально сметались продукты, которые могли храниться хотя бы неделю.

Кризис 2014 года показал совсем другие тенденции. Помня, как стремительный обвал рубля в 2008-м делал людей беднее прямо на глазах, население вновь кинулось в магазины. Но, помимо заветной для многих гречки, раскупались уже бытовая техника и электроника, что сделало ситуацию анекдотичной. Особенно продавцы удивлялись, с какой скоростью из магазинов вывозили широкоформатные телевизоры – многие брали их сразу несколько на руки.

Впрочем, скоро значительная часть этих покупок вновь распродавалась – телевизорами, ноутбуками и холодильниками были забиты сайты частных объявлений. Причем предлагались недавние приобретения иной раз даже дешевле, чем изначально стоили в магазинах. Самые мудрые люди быстро очнулись от покупательского ража и успели сдать покупки туда, откуда их привезли, – закон позволяет сделать это в течение двух недель.

Сейчас, когда на горизонте вновь замаячили признаки кризиса, россияне снова поддаются потребительскому азарту. Пресловутая гречка стала уже кризисной традицией в стране, туалетная бумага – на втором месте по востребованности. Но оказалось, что не только за ними бросились россияне.

Раскупают технику и электронику

Как известно, два гиганта продаж бытовой техники и электроники «М.Видео» и «Эльдорадо» официально объединились в 2018 году, но магазины по-прежнему работают под обоими брендами. В пресс-службе компании-владельца на вопросы ФБА «Экономика сегодня» ответили: наблюдается рост числа покупателей, «сопоставимый с динамикой первых месяцев прошлого года», увеличивается количество онлайн-заказов.

«Продажи по отдельным категориям товаров показывают двузначный рост. Повышенный спрос — на ТВ с диагональю выше 40 дюймов и крупную бытовую технику в дорогих ценовых сегментах. Популярны флагманские модели смартфонов. «М.Видео» и «Эльдорадо» продолжают плановые акции, цены не меняли. У нас достаточно распределенного по стране стока, чтобы покрыть спрос с учетом всех рыночных факторов. Пришлось привлечь дополнительные ресурсы, чтобы вовремя осуществлять все заказы», — рассказали в компании.

Крупная компания по онлайн-продаже бытовой техники и электроники «Ситилинк» также отмечает ажиотаж. «Наблюдается высокий интерес покупателей к товарам категории «бытовая техника» – как к крупной, так и мелкой. Особенно хорошо раскупаются ноутбуки, планшеты и аксессуары к ним — гарнитура, наушники. Кроме того, растет популярность программных продуктов для компьютеров, планшетов и ноутбуков», — прокомментировали в пресс-службе компании.

По данным аналитиков «Ситилинк», с 13 по 16 марта продажи крупной бытовой и встраиваемой техники увеличились на 72,4% — сравнивали количество реализованных единиц с периодом 6-9 марта. А на 16 и 17 марта пришелся пик продаж товаров категории «Ноутбуки, планшеты и аксессуары» с начала 2020 года. Среди смартфонов растет спрос на продукцию Apple.

Кризис заставил вспомнить о мечтах

«В последние полторы недели число покупателей заметно растет, — рассказал продавец DNS Алексей. – Складывается ощущение, что кризисные признаки в экономике стали для людей спусковым крючком, чтобы совершить покупки, которые они давно откладывали. Одни мечтали о телевизоре во всю стену, другие – о более вместительном холодильнике. И сейчас все в одночасье решили: настал момент вложиться. При этом явно прослеживается, что люди стали менее вдумчиво подходить к покупкам.

На это указывает серьезный рост продаж так называемых «попутных товаров» – то, что лежит на глазах у кассы по заманчивым ценам. Это популярные модели фитнес-браслетов, беспроводные наушники, аккумуляторы и прочая мелочь. Человек пришел за одним товаром – смартфоном, а уходит плюс к нему с набором мелочей, которые впоследствии окажутся бесполезными. Объяснить этот раж купить все, что попалось на глаза, сложно. Часто мы видим, что покупки делаются на последние деньги».

Но даже отсутствие средств не становится для некоторых россиян «холодным душем», сбивающим покупательский азарт.

«В последние недели займов на бытовую технику и электронику мы выдаем заметно больше, — рассказала кредитный менеджер Анастасия Гареева. – Раньше покупатель стремился получить деньги в банке, где у него оформлен зарплатный проект, – там ставка существенно выгоднее, чем та, что банки дают по заявкам из магазина. С начала марта повышенный процент почему-то людей останавливает меньше. Все чаще приезжают за телевизором или стиральной машиной только с паспортом – даже без первоначального взноса.

Банки отказывают в займе по повышенным ставкам крайне редко – даже наличие ипотеки и других кредитов не становится барьером. Так что, на мой взгляд, можно говорить, что в последние недели кредитная нагрузка россиян в целом выросла и продолжает повышаться. Средний срок, на который оформляются займы на технику и электронику, – полтора-два года. А вот средняя сумма по заявкам на кредит в магазине в сравнении с февралем продолжает расти».

«Покупательский ажиотаж» всегда несет убытки

Финансовый аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев указывает: категория людей, бросающаяся за дорогими покупками в кризисные периоды, была всегда, и она неистребима. «Так себя ведут не все россияне, а лишь определенная их часть. Поведение определяют два мотива – либо страх, либо жадность. Одни полагают, что холодильник будет завтра стоить уже не 30 тысяч рублей, а 35, и это толкает на покупку. Другие приобретают восемь телевизоров, стремясь потом выгодно перепродать», — отмечает эксперт.

По его словам, обе категории в итоге остаются в убытке. Есть россияне, у которых широкоформатные телевизоры не распакованными стоят с 2014 года по сей день, и реализовать их с прибылью не получится – устарели. А движимые жадностью люди либо обретают невыгодный кредит, либо непродуманно тратят сбережения, которые в кризисный период рационально было бы куда-то вложить. «Любые спонтанные покупки – это проигрыш, деньги в принципе не любят суеты и спешки», — говорит Коренев.

Эксперт полагает: цены на бытовую технику и электронику в России поднимутся – даже в РФ они собираются из импортных комплектующих, а курс рубля к доллару заметно «просел». Но убыток от спонтанной покупки может перекрыть даже возможный рост цены. «Запасы у торговых сетей большие, и по прежним ценам товары будут продаваться еще достаточно долго. Даже ввезенный по новым прайсам товар еще долго для удержания объемов продаж станут отдавать дешевле, поступаясь маржой», — подчеркивает специалист.

Коренев резюмирует: большинство россиян все еще помнят СССР, когда слова «дефицит» и «достать» были обиходными. «Психология бросаться на товар из-за его возможного исчезновения многим досталась от социализма, и ее уже не вытравишь. Наиболее рационально поступают люди, которые к каждой покупке подходят с умом – взвешивают ее необходимость, затратность и актуальность в данный конкретный период», — заключает аналитик.


Источник: tehnowar.ru

Опубликовано: 19.03.2020 в 20:53

Автор:

Категории: Новости

Оставить комментарий

avatar
  Подписаться  
Уведомление о